Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

«Я так и вижу этого Сизифа, который откатывает Соловецкий камень подальше от Лубянки…»

Это лучшая реплика из тех, что я прочел в ответ на все, что Валерий Фадеев, глава позорного муляжа, в который давно уже превратили «Совет по правам человека при президенте РФ», наговорил на этой неделе в интервью для РБК, – в том числе на тему памяти о массовых политических репрессиях. Точнее, в сущности, о том, что надо бы с этой памятью как-то уже заканчивать в сегодняшней России.
Ненависть к «Последнему адресу» не только явная, как у Фадеева, но и тайная, как у неведомых вандалов; но люди хотят, чтобы память жила и делают таблички вручную
Ненависть к «Последнему адресу» не только явная, как у Фадеева, но и тайная, как у неведомых вандалов; но люди хотят, чтобы память жила и делают таблички вручную Социальные сети

Про Соловецкий камень он отозвался там отдельно и с особым чувством. Так и не зажила, даже и месяц спустя, на душе Валерия Фадеева травма, нанесенная ему церемонией «Возвращения имен» и другими акциями, которые традиционно проходят в октябре, в день памяти жертв политических репрессий. В этот раз они снова, как уже пять последних лет, были запрещены повсюду, но снова состоялись, вопреки угрозам городских властей и полиции.

«Люди фактически проводят не акцию памяти, а акцию против сотрудников здания на Лубянке — ФСБ, КГБ, НКВД», — догадался Фадеев.

И дальше:

Они говорят: мы здесь, мы все помним, а вы такие же.

— Памятный камень же там стоит? (Вопрос РБК.)

— Значит, надо перенести в конце концов памятный камень. Еще раз — это акция не памяти, а политическая акция. Как бы упрек тем людям, которые сидят в здании на Лубянке…

Видать, всероссийский заведующий правами человека в самом деле намерен этот камень от Лубянки откатывать.

Поприветствовал Фадеев и вандализм и агрессию в отношении памятных знаков проекта «Последний адрес», — стальных табличек, размером с почтовую открытку, которые активисты этой гражданской инициативы развешивают на фасадах домов, ставших последними прижизненными адресами безвинно погубленных, а потом реабилитированных людей. На табличках никаких пояснений, никаких обвинений, никаких проклятий: только имена, даты рождения, ареста, гибели и реабилитации репрессированных. В последние два года эти знаки стали объектом непрекращающейся атаки вандалов и осквернителей: их выламывают из стен, корежат, замазывают и заклеивают всякой дрянью.

Фадеев эту подлость живо одобрил:

Табличек много, в центре Москвы практически в каждом здании были репрессированные. Вот вы идете по этому прекрасному городу, и на каждом здании таблички. Тут репрессированы одни, тут другие репрессированы. Но ведь в этом великолепном городе и в этих зданиях не только репрессированные и убитые люди жили. Давайте повесим табличку, что тут жила учительница, которую любил весь микрорайон. И вот тут жил токарь седьмого разряда.

— Висят таблички: тут жил народный артист Советского Союза.

— Народных артистов немного, а репрессированных много. Вы идете по городу мертвых, вы идете — и везде мертвые, везде напоминания о том ужасе, который был в 1937 году.

— Чтобы больше не повторился.

— Для этого есть мемориал на Сахарова, для этого есть День памяти политических жертв, политических репрессий, для этого есть соответствующие параграфы в учебнике истории, чтобы дети тоже об этом знали и помнили. А вот так навязчиво каждый день тыкать в физиономии, а вот вы тут убивали друг друга, вот эта страна не имеет будущего. Как это говорят, одни вертухаи, а другие сидельцы. Это неправда. И вот этот проект, он как раз на стороне неправды, а в лучшем случае полуправды. Поэтому он мне не нравится…

Проект «Последний адрес» работает уже десять лет. И важнейший этап в судьбе каждой установленной им памятной таблички — а их сегодня уже больше полутора тысяч, они есть почти в семидесяти больших и малых городах, селах и деревнях по всей России, — это переговоры с жителями и владельцами домов, на фасадах которых они появляются. Не бывает «ничейных» фасадов — они на правах коллективного имущества принадлежат собственникам помещений в этих самых домах, — так что ни один такой знак не может быть установлен без согласия тех, кто, по российским законам, вправе принимать решения о том, что и как будет висеть на этих стенах.

Так вот, в каждом из этих полутора тысяч случаев происходит почти один и тот же разговор, снова и снова повторяются одни и те же аргументы, приходится опять и опять отвечать на одни и те же возражения. И очень часто волонтеры слышат то самое, что звучит сегодня в отповедях таких же, как Фадеев, противников этого «распределенного мемориала» в память о жертвах репрессий.

Смотрите — слово в слово повторяет этот мотив один из комментаторов моего фейсбука: «Вы выбираете мрачные страницы истории и начинаете бесконечно тыкать их в глаза прохожим. Вы все виноваты, кайтесь! Нельзя жить прошлым, особенно мрачным прошлым. Прошлое необходимо осознать, извлечь опыт и двигаться дальше. Оставив прошлое в прошлом. Осознание и извлечение опыта произошло. Написаны книги, сняты фильмы, открыты музеи, написаны учебники. А бесконечно вбивать в головы людей идею о том какие они не хорошие и как ужасна их страна — это форма идеологической войны».

И ответ всегда один и тот же: да, совершенно с вами согласны, именно так — осознать, извлечь опыт и двигаться, перевернуть наконец страницу истории.

Но вот только мы отчетливо слышим в ваших словах — так же как ясно видим в тексте Фадеева, — что никакого осознания и извлечения опыта не произошло и двигаться дальше невозможно, потому что прошлое не осталось в прошлом, а затопило собою настоящее и намертво перегородило дорогу в будущее. Проклятая страница застряла в полуперевернутом состоянии, история остановилась, уперевшись в это ваше бешенство насчет «навязчиво каждый день тыкать».

Вот это «тыкать» — неизменный знак ярости в их словах: «тыкать в физиономии» у Фадеева, «тыкать в глаза» у моего фейсбучного оппонента…

В том и дело, что все эти десять лет они видели в этих табличках с именами и датами не память о бессмысленно оборванных судьбах и безжалостно изуродованных семейных историях, не сострадание, не утверждение ценности человеческой жизни, не предупреждение о том, безрассудном зле, что не должно вернуться, а только это тыкание в их физиономии. И продолжают видеть одно это тыкание до сих пор.

Они думают, что все это — по их душу, в конечном итоге — в их честь.

Но нет. На самом деле люди которые посвящают десятилетия своей жизни возвращению утраченных имен, думают вовсе не о вас, стукачах и палачах, и не вас, трусливых и подлых, имеют в виду.

Понятно, вполне очевидно, отчего и Соловецкий камень, и знаки «Последнего адреса» приводят околовластную публику в такое бешенство.

Главная проблема для них — для высокого начальства, к которому тщательно принюхивается Фадеев, выбирая момент, когда надо выбежать вперед со своими инициативами, — не в самой памяти, не в репрессиях и даже не в обиде за обладателей тех самых физиономий, обитателей дома на Лубянке или тех, кто проводит жизнь у его подножия.

Самое страшное для них — выход людей из-под контроля. Самочинность, самостоятельность, — этого не должно быть в тоталитарном государстве.

Люди собираются там, где сами хотят, а не где мы, хозяева, им сказали, говорят то, что хотят, а не что мы, хозяева, им велели, думают то, что хотят, а не что мы, хозяева, приказали думать, вспоминают то, что им самим важно, а не то, что мы, хозяева, объявили важным. Этого нельзя допустить, это нам вредно, мы это остановим, запретим.

А остальное — повод. Может быть историческая память, могут быть сексуальные предпочтения, могут быть художественные вкусы. Рано или поздно дойдет до причесок и ширины брюк (собственно, уже и дошло). Все должно быть по приказу хозяина, а не так, как кому-то самому захотелось.

Это вопрос не о памяти, не о трагедиях прошлого, а о свободе. Это их война со свободой вокруг. Потому что свобода людей, право самим за себя решать и самим для себя выбирать — для них, провозгласивших себя хозяевами времени, смертельно опасна.

 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку